fbpx

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СИМЕОНОВО ПРОРЕЧЕНИЕ

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ГРУЗИНСКАЯ

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СИМЕОНОВО ПРОРЕЧЕНИЕ

ДЕНЬ ПАМЯТИ

16 фев­ра­ля (3 фев­ра­ля ст. стиль)

ИСТОРИЯ

Как повест­ву­ет свя­той еван­ге­лист Лука, пра­вед­но­му стар­цу Симео­ну Бого­при­им­цу «…было пред­ска­за­но Духом Свя­тым, что он не уви­дит смер­ти, доко­ле не уви­дит Хри­ста Гос­под­ня» (Лк.2:26). И вот когда роди­те­ли на соро­ко­вой день после рож­де­ния Мла­ден­ца при­нес­ли Его в храм, при­шел туда «по вдох­но­ве­нию» и Симе­он, взял Мла­ден­ца на руки (отсю­да и появи­лось назва­ние «Бого­при­и­мец») и про­из­нес зна­ме­ни­тые сло­ва, кото­ры­ми с тех пор завер­ша­ет­ся каж­дая служ­ба вечер­ни и извест­ные как Молит­ва свя­то­го Симео­на Бого­при­им­ца: «Ныне отпу­ща­е­ши раба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с миром…» (Лк.2:29) Затем он бла­го­сло­вил свя­то­го Иоси­фа и Пре­чи­стую Матерь Спа­си­те­ля и обра­тил­ся к Марии с тем самым Симео­но­вым про­ре­че­ни­ем: «се, лежит Сей на паде­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Изра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Тебе Самой ору­жие прой­дет душу, – да откро­ют­ся помыш­ле­ния мно­гих сер­дец» (Лк.2:34–35). Подоб­но тому, как Хри­ста прон­зят гвоз­дя­ми и копи­ем, так и душу Пре­чи­стой Девы пора­зит некое «ору­жие» печа­ли и сер­деч­ной боли, когда уви­дит Она стра­да­ния Сына Сво­е­го; после же откро­ют­ся скры­тые помыш­ле­ния людей, кото­рым пред­сто­ит сде­лать выбор: с Хри­стом они или про­тив Него.
Про­ро­че­ство Симео­на, как одно из самых эмо­ци­о­наль­но насы­щен­ных пред­ска­за­ний, сюжет­но и по смыс­лу нашло свое выра­же­ние в целой гале­рее икон: с раз­ны­ми назва­ни­я­ми и леген­да­ми, раз­ны­ми дата­ми их про­слав­ле­ния и раз­ны­ми исто­ри­я­ми их про­ис­хож­де­ния, но все они пока­зы­ва­ют испол­не­ние пред­ска­зан­но­го Симео­ном: “Тебе Самой ору­жие прой­дет душу” (Лк. 2, 35).
Мно­гие обра­зы на сюжет слов свя­то­го Симео­на настоль­ко похо­жи, что их часто пута­ют, назы­вая одну и ту же ико­ну раз­ны­ми име­на­ми: то «Семи­стрель­ной», то «Умяг­че­ни­ем злых сер­дец», то «Симо­но­вым про­ре­че­ни­ем», не раз­ли­чая тон­ко­сти иконографии.
На сюжет про­ри­ца­ния Симео­на суще­ству­ет и ико­на, где Бого­ро­ди­ца изоб­ра­же­на с одним мечом, прон­за­ю­щим серд­це. Ее еще назы­ва­ют «Василь­ков­ская».
Ска­за­ние об иконе гово­рит, что одна­жды сле­пой Васи­лий был бро­шен в лесу сво­ей доче­рью. Заблу­див­шись, он при­лег и заснул. В тон­ком сне яви­лась ему Бого­ро­ди­ца, пове­лев­шая рас­ко­пать меж листьев, на кото­рых он лежит, ямку. В ней он най­дет воду. Бого­ро­ди­ца пове­ле­ла Васи­лию обмыть этой водой гла­за, и он про­зре­ет. Васи­лий так и сде­лал. И тот­час про­зрел. Про­зрев, он уви­дел в кустах ико­ну с тем самым обра­зом Пре­чи­стой, в кото­ром Она яви­лась ему во сне. С тех пор он слу­жил Бого­ро­ди­це до кон­ца дней сво­их: на месте вод­но­го источ­ни­ка он иско­пал коло­дец, поста­вил над ним палат­ку, а позд­нее на месте обре­те­ния ико­ны выстро­ил дере­вян­ную цер­ковь с назва­ни­ем «Свя­тая вода».
На обра­зе ико­ны, явлен­ной Васи­лию, изоб­ра­жен был один меч, вон­зен­ный в сере­ди­ну гру­ди Бого­ро­ди­цы, чем ико­на и отли­ча­ет­ся от “Семи­стрель­ной” и “Умяг­че­ния злых сер­дец”, на кото­рых, серд­це Божи­ей Мате­ри про­ни­зы­ва­ют семь мечей.
Все веру­ю­щие, при­бе­га­ю­щие к этим чудо­твор­ным ико­нам с верой и молит­вою чув­ству­ют, что при умяг­че­нии серд­ца облег­ча­ют­ся душев­ные и телес­ные стра­да­ния, они созна­ют, что когда молят­ся перед эти­ми обра­за­ми за вра­гов сво­их, тогда исче­за­ют их враж­деб­ные чув­ства, усту­пая место доб­ро­те и милосердию.