fbpx

ОБИТЕЛЬ

Мона­стырь в честь поло­же­ния Ризы Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы во Вла­херне был учре­жден по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра Мит­ро­по­ли­та Киев­ско­го и всея Укра­и­ны в 2000 году Намест­ни­ком и бра­ти­ей Киев­ско­го Свя­то-Вве­ден­ско­го муж­ско­го мона­сты­ря. Новый мона­стырь и киев­ская оби­тель духов­но нераз­рыв­ны, их свя­зы­ва­ет общ­ность тра­ди­ций почи­та­ния Божи­ей Мате­ри и хри­сти­ан­ских свя­тых, стро­гая подвиж­ни­че­ская жизнь и вели­чай­ший подвиг духов­но­го слу­же­ния миру, непре­стан­ная молит­ва о Церк­ви, Оте­че­стве и людях.

Со вре­ме­ни учре­жде­ния Ризо­по­ло­жен­че­ско­го мона­сты­ря на его тер­ри­то­рии были воз­ве­де­ны построй­ки, кото­рые вызы­ва­ют удив­ле­ние и вос­хи­ще­ние, воз­во­дят ум и обра­ща­ют серд­це к духов­ной родине всех христиан.

Эти под­лин­ные сокро­ви­ща напо­ми­на­ют нам о собы­ти­ях Еван­гель­ской исто­рии, о памят­ных местах, свя­зан­ных с име­на­ми Спа­си­те­ля и Божи­ей Мате­ри, хри­сти­ан­ских свя­тых, про­сла­вив­ших сво­и­ми подви­га­ми Свя­тую Зем­лю. Мно­го­чис­лен­ные хра­мы, часов­ни и памят­ни­ки, воз­ве­ден­ные в мона­сты­ре, вос­про­из­во­дят с мак­си­маль­ной точ­но­стью наи­бо­лее извест­ные и почи­та­е­мые хри­сти­ан­ские свя­ты­ни раз­ных стран мира и явля­ют­ся заме­ча­тель­ны­ми копи­я­ми выда­ю­щих­ся тво­ре­ний чело­ве­че­ско­го гения, про­слав­ля­ю­щих Спа­си­те­ля, Бого­ро­ди­цу и Свя­тую Церковь.

По тра­ди­ции, подоб­но Небес­но­му Иеру­са­ли­му, мона­стырь окру­жа­ют мощ­ные кре­пост­ные сте­ны из при­род­но­го кам­ня-валу­на, кото­рые гар­мо­нич­но соче­та­ют­ся с окру­жа­ю­щим ланд­шаф­том, а кре­пост­ные баш­ни, рас­по­ло­жен­ные по углам огра­ды, ярко выде­ля­ют­ся на фоне природы.

На стол­бах цен­траль­ных ворот раз­ме­ще­ны моза­ич­ные ико­ны прп. Димит­ры (Его­ро­вой), осно­ва­тель­ни­цы Киев­ско­го Свя­то-Вве­ден­ско­го мона­сты­ря и св. прпмц. вел кн. Ели­са­ве­ты (Рома­но­вой), кото­рые явля­ют­ся небес­ны­ми покро­ви­тель­ни­ца­ми и заступ­ни­ца­ми род­ствен­ных оби­те­лей. С внут­рен­ней сто­ро­ны раз­ме­ще­ны ико­ны свящ. муч. Вла­ди­ми­ра, Мит­ро­по­ли­та Киев­ско­го и свт. Мит­ро­фа­на Воронежского.

От ворот начи­на­ет­ся цен­траль­ная аллея, кото­рая раз­де­ля­ет запад­ную часть ланд­шафт­но­го пар­ка на две части. Спра­ва от аллеи, на неко­то­ром рас­сто­я­нии друг от дру­га раз­ме­ще­ны часов­ни в честь св. Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ни­цы и в честь св. Мат­ро­ны Мос­ков­ской, моза­ич­ное изоб­ра­же­ние кото­рой внут­ри хра­ма окру­же­но обра­за­ми свя­тых цариц, кня­гинь и бла­жен­ных стариц.

На цен­траль­ной аллее, на спе­ци­аль­ной пло­щад­ке, уста­нов­лен бюст Бла­жен­ней­ше­го Мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра (Сабо­да­на), Пред­сто­я­те­ля Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, по бла­го­сло­ве­нию кото­ро­го был открыт Ризо­по­ло­жен­че­ский мона­стырь. Его Бла­жен­ство освя­щал пре­сто­лы хра­мов, место под стро­и­тель­ство собо­ра, скульп­тур­ную ком­по­зи­цию «Гол­го­фа» и неод­но­крат­но слу­жил Боже­ствен­ную литур­гию в дни хра­мо­вых празд­ни­ков. Намест­ник мона­сты­ря с бра­ти­ей чтут память Бла­жен­ней­шо­го Мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, ныне покой­но­го, и бла­го­дар­ны ему за оте­че­скую любовь к сему месту.

С про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны аллеи воз­вы­ша­ет­ся коло­коль­ня, высо­тою 51 метр. В ее цоколь­ном яру­се устро­е­на часов­ня в честь Свя­ти­те­ля Нико­лая Архи­епи­ско­па Мир Ликий­ских, Чудотворца.

Рядом с коло­коль­ней, на ров­ной пло­щад­ке был уста­нов­лен крест в честь освя­ще­ния места под стро­и­тель­ство собо­ра во имя Поло­же­ния Ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы во Влахерне.

Аллея при­во­дит нас к глав­но­му зда­нию, быв­ше­му уса­деб­но­му дому дво­рян Хоец­ких, памят­ни­ку архи­тек­ту­ры сти­ля модерн нача­ла ХХ ст. В уса­деб­ном доме в совет­ское вре­мя 66 лет нахо­ди­лась шко­ла, а после ее отсе­ле­ния, дом дол­гое вре­мя сто­ял в запу­сте­нии и посте­пен­но раз­ру­шал­ся. Мона­стырь забот­ли­во вос­ста­но­вил памят­ник архи­тек­ту­ры, и в одном из залов пер­во­го эта­жа 18 нояб­ря 2005 г. был освя­щен пер­вый храм оби­те­ли в честь прпмц. Вели­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты. Глав­ны­ми свя­ты­ня­ми домо­во­го хра­ма явля­ют­ся ико­ны Божи­ей Мате­ри «Всех скор­бя­щих радость» (XIX в.) и «Бого­ро­ди­ца Грузинская».

На цен­траль­ной аллее уста­нов­ле­ны бюсты свя­тых жен – прп. Димит­ры, осно­ва­тель­ни­цы Киев­ско­го Свя­то-Вве­ден­ско­го мона­сты­ря, прпмц. Вели­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты, прп. Олим­пи­а­ды Киев­ской и Арза­мас­ской, схим. Нек­та­рии (Дол­го­ру­ко­вой). В почи­та­нии свя­тых жен бра­тия мона­сты­ря видит залог бла­го­дат­но­го покро­ви­тель­ства свя­тых Божи­их и ско­ро­го слы­ша­ния сво­их молитв, небес­ной помо­щи в мно­го­труд­ном деле сози­да­ния оби­те­ли. На аллее, как и на всей тер­ри­то­рии мона­сты­ря, раз­би­ты цвет­ни­ки и летом они пора­жа­ют оби­ли­ем роз: белые розы выса­же­ны в память о Вели­кой кня­гине Ели­са­ве­те, а раз­но­цве­тье в цвет­ни­ке рядом с бюстом прп. Димит­ры как бы сим­во­ли­зи­ру­ет твор­че­скую, дея­тель­ную нату­ру матуш­ки, любив­шей жизнь во всем ее мно­го­об­ра­зии и красоте.

Глав­ным акцен­том тер­ра­сы восточ­ной части явля­ет­ся скульп­тур­ная ком­по­зи­ция «Гол­го­фа». Бело­ка­мен­ные изва­я­ния свя­тых, пред­сто­я­щих рас­пя­то­му на кре­сте Иису­су Хри­сту, выпол­не­ны в чело­ве­че­ский рост. Вели­че­ствен­ная заво­ра­жи­ва­ю­щая ком­по­зи­ция напо­ми­на­ет нам о свя­том месте Рас­пя­тия Спа­си­те­ля в Иерусалиме.

В цен­тре пло­ща­ди воз­вы­ша­ет­ся вели­че­ствен­ный храм, посвя­щен­ный послед­ним дням зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста, Спа­си­тель­ным Стра­стям Гос­под­ним. Все собы­тия Страст­ной сед­ми­цы нашли отра­же­ние в убран­стве хра­ма, пора­жа­ю­щем вооб­ра­же­ние сво­им вели­ко­ле­пи­ем и тор­же­ствен­но­стью. Рез­ной мра­мор­ный ико­но­стас с уни­каль­ны­ми, ред­ки­ми по содер­жа­нию ико­на­ми сия­ет осле­пи­тель­ной белиз­ной на общем фоне раз­но­цвет­ных моза­ик и при­глу­шен­ных тонов мону­мен­таль­ных живо­пис­ных ком­по­зи­ций. Зри­тель­ные обра­зы собы­тий, запе­чат­лен­ные в ико­нах и настен­ной живо­пи­си, дают нам воз­мож­ность сопе­ре­жи­вать и состра­дать Спа­си­те­лю, живее вос­при­нять собы­тия послед­них дней и часов зем­ной жиз­ни Богочеловека.

Рядом рас­по­ло­жен храм Успе­ния Божи­ей Мате­ри, кото­рый постро­ен по обра­зу Геф­си­ман­ско­го Иеру­са­лим­ско­го хра­ма «Гроб Божи­ей Мате­ри», где по заве­ща­нию было погре­бе­но тело Пре­свя­той Богородицы.

Вход в храм Успе­ния Бого­ро­ди­цы нахо­дит­ся под наве­сом, где устро­ен кас­кад лест­ниц, веду­щих к две­рям усы­паль­ни­цы. Внут­ри хра­ма по бокам лест­нич­но­го про­ле­та, в часов­нях, уста­нов­ле­ны гроб­ни­цы, кото­рые в точ­но­сти повто­ря­ют места захо­ро­не­ний свя­тых роди­те­лей Девы Марии – прав. Иоаки­ма и Анны и пра­вед­но­го Иоси­фа Обруч­ни­ка. Бело­мра­мор­ные сар­ко­фа­ги укра­ше­ны цвет­ной инкру­ста­ци­ей, а внут­ри гроб­ниц нахо­дят­ся кам­ни – релик­вии, при­ве­зен­ные со мно­гих свя­тых мест мира.

Сле­ду­ю­щие две часов­ни, устро­ен­ные друг про­тив дру­га, посвя­ще­ны собы­ти­ям зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Девы, о чем повест­ву­ют сюже­ты икон, раз­ме­щен­ных по цен­тру каж­до­го придела.

Еже­год­но 5 сен­тяб­ря у ико­ны «Встре­ча Марии и пра­вед­ной Ели­са­ве­ты», и 25 авгу­ста у ико­ны «Еле­он­ское Моле­ние» слу­жит­ся Боже­ствен­ная Литур­гия в память этих уди­ви­тель­ных и зна­чи­мых еван­гель­ских событий.

В соот­вет­ствии с иеру­са­лим­ским пер­во­об­ра­зом устро­е­на и сама гроб­ни­ца Бого­ро­ди­цы. Пря­мо­уголь­ной фор­мы часов­ня воз­ве­де­на из бело­го при­род­но­го кам­ня, а в сере­дине уста­нов­ле­но бело­мра­мор­ное изва­я­ние Божи­ей Мате­ри, лежа­щей на одре. Во вре­мя бого­слу­же­ния на ее гроб­ни­це, как на пре­сто­ле, совер­ша­ет­ся Боже­ствен­ная литур­гия. На сте­нах часов­ни раз­ме­ще­ны ико­ны на сюжет «Успе­ния» в ико­но­гра­фи­че­ских вари­ан­тах раз­ных эпох. За часов­ней уста­нов­лен киот с обра­зом Божи­ей Мате­ри «Иеру­са­лим­ская», а сте­ны этой части хра­ма укра­ша­ют мно­го­чис­лен­ные ико­ны Бого­ро­ди­цы в бес­ко­неч­ном мно­го­об­ра­зии Ее образов.

Мно­же­ство лам­пад, сви­са­ю­щих с потол­ка, повто­ря­ют укра­ше­ния Геф­си­ман­ской усы­паль­ни­цы, а сво­им мер­ца­ю­щим све­том они созда­ют атмо­сфе­ру таин­ствен­но­сти и благоговения.

Одна из досто­при­ме­ча­тель­но­стей мона­сты­ря – это храм Гро­ба Гос­под­не­го, повто­ря­ю­ще­го образ все­мир­но извест­ной Иеру­са­лим­ской свя­ты­ни. Новый храм рас­по­ла­га­ет­ся в глу­бине хол­ма и напо­ми­на­ет пеще­ру, где было погре­бе­но Пре­чи­стое Тело Сына Божия и отку­да вос­си­я­ло миру Хри­сто­во Вос­кре­се­ние. Внут­рен­нее про­стран­ство хра­ма состо­ит из несколь­ких частей. В цен­тре нахо­дит­ся куву­к­лия, с при­де­лом Анге­ла и при­де­лом Гро­ба Гос­под­не­го, где сто­ит погре­баль­ное ложе с бело­мра­мор­ным скульп­тур­ным изва­я­ни­ем Иису­са Хри­ста, покры­тым пла­ща­ни­цей. Покой Хри­ста охра­ня­ют Архан­ге­лы, моза­ич­ные изоб­ра­же­ния кото­рых раз­ме­ще­ны на внеш­ней стене куву­к­лии, а напро­тив обра­зов небес­ных сил, по пери­мет­ру Свя­то­го Гро­ба, в полу­круг­лых нишах, устро­е­ны восемь часо­вен в честь раз­ных собы­тий и лиц еван­гель­ской исто­рии, в подо­бие откры­тых при­де­лов вокруг глав­ной части Иеру­са­лим­ско­го хра­ма Воскресения.

Неболь­шой объ­ем внут­рен­них поме­ще­ний, вели­че­ствен­ное и одно­вре­мен­но сдер­жан­ное убран­ство хра­ма, моза­ич­ные ико­ны Бого­ро­ди­цы, апо­сто­ла Иоан­на и семи архан­ге­лов – все при­зва­но вос­со­здать атмо­сфе­ру свя­то­го места и вызвать бла­го­го­вей­ный отклик в душе.

В ансам­бле постро­ек Ризо­по­ло­жен­че­ской оби­те­ли, посвя­щен­ной Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, нашли отра­же­ние и памят­ные места на зем­ле, кото­рые нахо­дят­ся под осо­бым покро­ви­тель­ством Девы Марии. Вто­рым Уде­лом Божи­ей Мате­ри назы­ва­ют Афон, мона­ше­скую сто­ли­цу на гре­че­ском полуострове.

Два хра­ма, обли­цо­ван­ные при­род­ным свет­лым кам­нем, явля­ют­ся соби­ра­тель­ным обра­зом двух сла­вян­ских оби­те­лей – серб­ско­го мона­сты­ря Хилан­дар и бол­гар­ско­го Зограф. А тре­тий Удел Божи­ей Мате­ри – Кие­во-Печер­скую Лав­ру – оли­це­тво­ря­ет храм-ротон­да в честь «Всех пре­по­доб­ных отцев Печер­ских». Рядом с этим хра­мом нахо­дит­ся мона­стыр­ский некро­поль, стро­гие над­гроб­ные памят­ни­ки-кре­сты укра­ша­ют моги­лы почив­ших бра­тий, «…под сенью пра­вед­ных могил их мир­но цер­ковь приютила».

В архи­тек­тур­ный ансамбль мона­сты­ря вхо­дят раз­лич­ные зда­ния, соору­же­ния ланд­шафт­ной архи­тек­ту­ры, кото­рые хоро­шо соче­та­ют­ся с объ­ек­та­ми при­ро­ды и при­да­ют ей выс­ший Боже­ствен­ный смысл. Образ архи­тек­тур­но­го ансам­бля еще фор­ми­ру­ет­ся, посте­пен­но вопло­ща­ют­ся в жизнь твор­че­ские замыс­лы, и созда­ют­ся непо­вто­ри­мые соору­же­ния, при­зван­ные являть миру гор­нюю, неот­мир­ную красоту.

Потре­бу­ют­ся годы и нема­ло уси­лий, что­бы завер­шить рабо­ту над созда­ни­ем непо­вто­ри­мо­го обли­ка оби­те­ли. Но уже сей­час мона­стырь со мно­ги­ми свя­ты­ня­ми, неис­ся­ка­е­мым источ­ни­ком бла­го­да­ти, яркой сим­во­ли­че­ской топо­гра­фи­ей явля­ет­ся досто­при­ме­ча­тель­но­стью края, и ему со вре­ме­нем суж­де­но стать еще одним свя­тым местом в ряду выда­ю­щих­ся мона­сты­рей Пра­во­слав­ной Церкви.