Храм Страстей Христовых
В центре монастыря возвышается величественный храм — Храм Страстей Христовых, посвященный последним дням земной жизни Иисуса Христа, Спасительным Его страданиям.
Освящение храма совершил 6 сентября 2012 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан, † 05.07.14 г.)
Храм с шатровым завершением, в плане имеет форму креста. Во время распятия и крестной смерти Спасителя Святая кровь, стекая по кресту, оросила Голгофу и «процвел Крест». Орудие позора, по определению божественного милосердия, сделалось древом жизни, и послужило омовению грехов человечества.
Все события Страстной седмицы нашли отражение в убранстве храма, отличающимся своим великолепием и торжественностью. Резной мраморный иконостас с уникальными, редкими по содержанию иконами сияет ослепительной белизной на общем фоне разноцветных мозаик и приглушенных тонов монументальных живописных композиций.
На иконостасе размещена Икона «Спаситель в терновом венце», на которой запечатлен лик Спасителя, претерпевающего муки в римской претории. Христос изображен в полный рост, Его голова склонена на бок, руки связаны. На плечи наброшена «багряница». Этот образ создан на основе текста Евангелия от Матфея: «Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венок из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взявши трость, били Его по голове»(Мф., 27, 27–30).
Римские воины облачили Спасителя в багряницу, дали в руки трость, а на голову надели венец из тернового хвороста, которым местные жители отапливали свои жилища. Длинные шипы терна прокалывали кровеносные сосуды на голове, вызывая обильные кровотечения и невыносимое мучение. Пророчество Исаии говорит: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50: 6)
Запечатленные на иконе физические истязания Спасителя призваны вызвать у человека глубокое личное сопереживание, которое должно привести к соединению с Богом в момент Его страданий. Несмотря на испытываемые мучения, в образе Христа ощущается величественная Божественная сила, соединённая с терпением и смирением.
Икона Богоматери Скорбящей помещена слева на иконостасе. Божья Матерь, стоящая у подножия Голгофского Креста, представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Рядом находится небольшая по размеру икона Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново про-речение». Как повествует святой евангелист Лука, Симеон Богоприимец благословляя святого Иосифа и Марию, принесших Младенца в храм, обратился к Пречистой Деве с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание мно-гих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34–35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» — печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего. После же от-кроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.
Завершают иконный ряд иконостаса образы небесных сил, ангелов, держащих Орудия Страстей Христовых, которые свидетельствуют о пережитых мучениях Спасителя. Это копие римского воина, которым были прободены пречистые ребра Спасителя, лестница, молоток и четыре гвоздя — орудия пригвождения, терновый венец, трость, колонна, вервие, бичи и прутья, плеть и розги, губа наполненная уксусом — орудия поругания.
На южной стене храма расположена композиция «Снятие со креста», эпизод Страстей Христовых, следующий за распятием и предшествующий оплакиванию Иисуса. Упоминание о снятии тела Иисуса с креста имеется во всех четырех Евангелиях. Иосиф Аримафейский и Никодим снимают вместе с креста Тело и уносят в сад, близ Голгофы, где в скале высечен гроб. У иудеев был обычай зарывать тела казненных преступников в общей могиле. По всей вероятности этот последний позор предназначался и Иисусу. Но, по предвечному промыслу Божию, вновь исполняется то, что еще за шесть веков до этого было предсказано пророком Исаией: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53:9).
Тело Христа помазывают алоем и смирной, обвивают плащаницей и голову покрывают убрусом. Иосиф и Никодим тихо поют погребальную песнь, а благочестивые жены орошают слезами место погребения. Композиция на этот сюжет помещена на северной стене. В этой же части храма находится копия знаменитой Туринской плащаницы, являющейся одним из удивительных свидетельств Воскресения Спасителя, сохранившимся до наших дней. Плащаница дополняет впечатление находящегося в храме человека о запечатленных ранах Христа, следах Святой крови Спасителя, которую Он пролил за наши грехи и во спасение наше.
Настоящим украшением храма являются мозаики, которые заполняют все свободные от живописных изображений плоскости стен, а также пол в алтаре и основной части храма. Богатая палитра мозаик, переливающихся всеми цветами радуги, служит ярким фоном, усиливающим эмоциональное восприятие живописных сюжетов. Цветная мозаика, так же как золотой фон икон, восходит к образу Небесного Иерусалима, который построен из драгоценных камней (Откр. 21.18–21).
Зрительные образы событий, запечатленные в иконах и настенной живописи, дают нам возможность сопереживать и сострадать Спасителю в самый драматический эпизод Его земной жизни, живее воспринять события последних дней и часов, когда Богочеловек пребывал еще среди людей.
В страстях Спасителя исполнилось Писание: нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).
По мнению В.Н. Лосского в этих образах Страданий Христовых важно «суметь распознать победу под видимостью поражения, силу Божию, в немощи совершающуюся».