fbpx

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПЛАЩАНИЦА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПЛАЩАНИЦА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПЛАЩАНИЦА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ИСТОРИЯ

Во мно­гих хра­мах и мона­сты­рях мож­но уви­деть неболь­шие дере­вян­ные, выре­зан­ные по кон­ту­ру плос­кие фигу­ры, на кото­рых изоб­ра­же­на лежа­щая Божия Матерь с закры­ты­ми гла­за­ми и сло­жен­ны­ми на гру­ди руками.
Подоб­ные фигу­ры рас­пи­са­ны цвет­ны­ми крас­ка­ми толь­ко с лице­вой сто­ро­ны, часто укра­ше­ны бисер­ны­ми шиты­ми риза­ми, на обо­ро­те встре­ча­ют­ся дар­ствен­ные над­пи­си и штам­пы (чер­ниль­ные печати).

В древ­ней тра­ди­ции пла­ща­ни­цы изго­тав­ли­ва­лись в основ­ном в тех­ни­ке лице­во­го шитья.

Начи­ная с XVIII века пла­ща­ни­ца, как обя­за­тель­ная при­над­леж­ность хра­ма, чаще все­го зака­зы­ва­ет­ся живописцу-иконнику.

Боль­шин­ство из сохра­нив­ших­ся изоб­ра­же­ний Бого­ро­ди­цы мож­но дати­ро­вать, соглас­но сти­лю и под­пи­сям на обо­рот­ной сто­роне, вто­рой поло­ви­ной XIX — нача­лом XX века.

Ико­на Пла­ща­ни­цы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы хра­нит­ся в Иеру­са­ли­ме во дво­ре Геф­си­ман­ской оби­те­ли (так назы­ва­е­мой Малой Геф­си­ма­нии), рас­по­ло­жен­но­го напро­тив вхо­да в храм Вос­кре­се­ния (Гро­ба Господня).

Самое древ­нее опи­са­ние Геф­си­ма­нии и гроб­ни­цы Божи­ей Мате­ри, в кото­ром пла­ща­ни­це отво­дит­ся одно из глав­ных мест в «Хож­де­нии Дани­и­ла, игу­ме­на зем­ли Русской»:

«О селе Геф­си­ма­ния. Геф­си­ма­ния — село, где нахо­дит­ся гроб Бого­ро­ди­цы, вбли­зи Иеру­са­ли­ма, на пото­ке Кед­рон­ском, в долине пла­ча, к восто­ку от Иеру­са­ли­ма. О воро­тах город­ских. От город­ских ворот саже­ней восемь до места, где еврей Охо­ния пытал­ся сверг­нуть с одра тело Бого­ро­ди­цы, когда ее апо­сто­лы нес­ли погре­бать в Геф­си­ма­нию, и ангел отсек мечом ему обе руки и поло­жил их на Афо­нию. На этом месте был мона­стырь, а ныне все разо­ре­но иноверцами.

О месте погре­бе­ния Бого­ро­ди­цы. Отту­да до гро­ба Бого­ро­ди­цы саже­ней сто. Гроб нахо­дит­ся на ров­ном месте, в неболь­шой, высе­чен­ной в камне пещер­ке, с дву­мя, неболь­ши­ми двер­ца­ми, как мож­но чело­ве­ку, накло­нив­шись, вой­ти. На дне пещер­ки, напро­тив две­рец, высе­че­на из того же пещер­но­го кам­ня лав­ка, на кото­рой было поло­же­но тело Бого­ро­ди­цы и отту­да было взя­то нетлен­ным в рай. Пещер­ка чуть выше чело­ве­че­ско­го роста, в шири­ну четы­ре лок­тя, квад­рат­ная. Сна­ру­жи она сде­ла­на терем­цом, обли­цо­ван­ным кра­си­во мра­мор­ны­ми пли­та­ми. Ввер­ху над гро­бом созда­на была боль­шая цер­ковь со стрель­ча­ты­ми сво­да­ми во имя Успе­ния. Ныне же все разо­ре­но ино­вер­ца­ми. Гроб Бого­ро­ди­цы — внут­ри, под вели­ким алта­рем той церкви».

Опи­са­ние ико­ны Пла­ща­ни­цы и места ее хра­не­ния мы нахо­дим в архи­манд­ри­та Лео­ни­да (Каве­ли­на, 1891): «Ико­на эта пред­став­ля­ет собой выре­зан­ную по кон­ту­ру фигу­ру Божьей Мате­ри, кото­рая лежит во гро­бе, и с обе­их сто­рон обло­же­на сереб­ря­ной позо­ло­чен­ной опра­вой; венец укра­шен дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми; есть мно­го под­ве­сок. Риза на ней — дар рус­ской Мела­нии, гра­фи­ни Анны Алек­се­ев­ны Орловой-Чесменской».

А выда­ю­щий­ся киев­ский уче­ный А.А. Дмит­ри­ев­ский, кото­рый побы­вал в Геф­си­ман­ском дво­ре летом 1898 года на празд­но­ва­нии в честь Успе­ния Божи­ей Мате­ри в Иеру­са­ли­ме, так опи­сы­ва­ет Пла­ща­ни­цу Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы: «Пла­ща­ни­ца эта пред­став­ля­ет собой изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри, на дос­ке дли­ной аршин с чет­вер­тью или пол­то­ра арши­на, обви­тые сереб­ря­ным зви­валь­ни­ком, или погре­баль­ны­ми пеле­на­ми, от шеи до ног, оде­тых в сереб­ря­ные сан­да­лии. Откры­тое лицо Бого­ма­те­ри, напи­сан­ное худо­же­ствен­но, окру­жен­ное орео­лом, шитым золо­том. Пла­ща­ни­ца эта нахо­дит­ся здесь перед ико­ной Божьей Мате­ри Мило­сти­вой на отдель­ном ложе, окру­жен­ном под­свеч­ни­ка­ми, на кото­рых неуга­си­мо горят све­чи, зажи­га­ют­ся рев­ност­ны­ми веру­ю­щи­ми. У этой пла­ща­ни­цы слу­жат­ся в «Успен­ский дни» парак­ли­се-молеб­ны и ака­фи­сты с утра до глу­бо­кой ночи, а в три часа после обе­да отправ­ля­ет­ся вечерняя».

В Иеру­са­ли­ме ико­ну-пла­ща­ни­цу выно­сят для все­об­ще­го обо­зре­ния толь­ко раз в году — на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. В тече­ние девя­ти дней это­го празд­ни­ка ико­на Пла­ща­ни­цы нахо­дит­ся на моги­ле Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Гефсимании.